Мир древнегреческой мифологии. Отражение мифологической культуры в поэмах Гомера.
1. Древнегреческая мифология, ее особенности и роль в античной картине мира.
2. Основные циклы античных мифов, их краткая характеристика.
3. Мифы об Орфее, Геракле, Пигмалионе, их философский смысл.
4. «Гомеровский вопрос» и проблемы авторства «Илиады» и «Одиссеи».
5. История и мифология Троянской войны.
6. Сюжетообразующие мотивы поэмы «Илиада».
7. Образы героев и богов в «Илиаде».
8. Черты эпического мировоззрения и стиля в поэме «Одиссея». Гекзаметр.
«Божественная комедия» Данте: между средневековьем и Ренессансом.
1. Античные и средневековые источники «Божественной комедии».
2. Композиция поэмы.
3. Философия человека в «Божественной комедии».
4. Соотнесенность условно-фантастического и реального в поэме.
5. Система аллегорий и символов в поэме.
6. Данте и мировая культура.
«Дон Кихот» Сервантеса и испанская культура Возрождения.
1. Своеобразие ренессансных традиций в Испании
2. Пародия на рыцарский роман как исходная задача автора. «Дон Кихот» как возвышенно-трагический итог Ренессанса.
3. Рыцарство как форма нравственного достоинства человека. Дон Кихот как тип безумца-мудреца, комическая фигура и Рыцарь Печального Образа.
4. Дон Кихот и Санчо Панса – типы двойников, Донкихотство как тип человеческого поведения.
5. «Дон Кихот» – литературная иллюстрация к культуре Ренессанса.
Философская трагедия Гете «Фауст» как синтез культурных ценностей Просвещения.
1. Источники трагедии Гете, их трансформация в тексте.
2. Проблема жанра «Фауста». Композиция трагедии.
3. Основные трактовки главного конфликта трагедии, его просветительский смысл. Роль Пролога.
4. «Книжное» и «жизненное» знание: специфику «фаустовской проблемы».
5. Фауст и Мефистофель: феномен диалектического единства.
6. Осмысление связи времен, тайн мироздания и Вселенной.
7. Роль античной мифологии, сценических аллегорий в «Фаусте».
Отличная возможность повеселить друзей в шумной компании: фотоприколы на любые изображения!