Как уже отмечалось в предыдущих параграфах, главным достижением греческого религиозного опыта Зелинский признавал объявление греческого Божества в красоте, добре и истине. Именно природа Божества, согласно рассуждениям ученого, становится основным содержанием представлений греков, когда с принятием христианства «на востоке умы богословов занимал вопрос о самом Божестве и его объявлении миру». Для Рима сущность его религии сосредоточивается в постижении религиозного идеала, открывающегося через «religio», в представлении о мировой Воли и в постижении задач человека по подчинению этой Воле. Все это приводит к размышлениям не о природе Божества, а «об отношении к нему человека, о том, какими путями человек может достигнуть спасения и вечного блаженства» , к размышлениям, которые находят свое завершение в христианстве.
Показательно, что эти рассуждения Зелинского сохранили свое научное значение. Один из крупнейших византинистов ХХ века – Г. Л. Курбатов делает близкие выводы относительно характера разделения вероучения, имевшего место в двух частях империи, хотя указывает на иные причины этого разделения . Сравнение мнения Ф. Ф. Зелинского с мнениями его западных коллег и современного ученого позволяет принять его точку зрения как интересную научную гипотезу. Но для нас особенно важно отметить, что в такого рода рассмотрении причин и последствий разделения европейского христианства на первом этапе его существования в нем самом отчетливо обнаруживаются свидетельства того влияния, которое было оказано на него религиозным наследием Греции и Рима, и не только в форме учения, достигшего определенной целостности, но и в формах самостоятельных религий, оказывавших даже определяющее для каждой из частей империи воздействие на процесс развития нового вероучения.
Второй этап разделения церквей хронологически определить сложнее, но, опираясь на изложение Зелинского, его начало можно отнести к периоду, когда заявило о себе иконоборческое движение, то есть к VIII в., а логически завершением его становится 1054 г. – время официального расхождения римскокатолической и грекоправославной церквей.
Сущность процесса на втором этапе определило объединение в христианстве религиозных традиций Запада и Востока, потенциально содержавшее в себе возможность усиления одной из них.
Вообщето, как уже отмечалось, говоря о христианстве, Зелинский преимущественно имеет в виду его римскокатолическую форму, которая, в отличие от христианства Византии, рассматривается им в качестве некоего эталона и понимается как прямое продолжение античной религии.
Полезная информация для эффективного и успешного продвижения бизнес-идей: Словарь начинающего инвестора - все тонкости и аспекты данной сферы финансовой деятельности.