“Просвещенный абсолютизм” в России
1. Российское просветительство: идеи и замыслы.
2. “Просвещенный абсолютизм” Екатерины II: содержание и противоречия.
3. Итоги развития России к концу XVIII в.
Контрольные вопросы
1. На какие идеи собиралась опираться в своем правлении Екатерина II?
2. Можно ли сказать, что Екатерина II стала продолжательницей реформ Петра I? Почему?
3. Сравните стиль правления Екатерины II и Петра I.
4. Почему эпоху Екатерины II называют золотым веком дворянства и расцветом крепостничества?
Темы докладов и рефератов
1. Екатерина II: исторический портрет.
2. Российские просветители.
3. Российская наука и культура второй половины XVIII в.
Методические рекомендации для студентов
При изучении 1-го вопроса необходимо рассмотреть основополагающие идеи философии Просвещения, а затем выделить особенности просветительской мысли в России.
Изучая 2-й вопрос, сопоставьте замыслы Екатерины II с ее реальными действиями. Особое внимание уделите сословной политике Екатерины II, проанализируйте “Жалованную грамоту дворянству”, “Жалованную грамоту городам”, антикрестьянские указы второй половины 1760 гг. Попробуйте найти объяснение найденным противоречиям.
Рассмотрение 3-его вопроса должно подвести итог изучению не только данной темы, но и предыдущей. Постарайтесь сформулировать общие тенденции социально-экономического, политического и культурного развития России на протяжении XVIII века.
"Страны-участники АТЭС представляют собой развитые и развивающиеся страны, большие и малые экономики, их в любом случае нельзя рассматривать как "активы одной категории", - отмечает Александр Мирчев, руководитель компании Крулл Корпорэйшн.